Установленный и признанный оккультный факт заключается в том, что душа работает через механизм тройственной личности, стимулируя три мира человеческой эволюции: ментальный, эмоциональный и эфирный/физический планы сознания. В книге хорошо показан метод, посредством которого душевный и личностный проводники взаимодействуют, функционируют совместно. Автор раскрывает также связь между тем, что оккультист, говоря о составе человека, именует жизненным телом, эфирной сетью с ее энергетическими вихрями, или центрами, и физиологическими эффектами, которые железы оказывают на тело, выделяя свои гормоны непосредственно в кровь. Эндокринная система соответствует в физическом теле энергетическим центрам эфирного телаи, следовательно, реагирует на тип и величину силы, проходящей через эфирное тело в любой момент времени.
Человеческое поведение и состояние физического тела определяются тем, в какой мере личностные проводники принимают или отвергают импульсы души, а это зависит от концентрации или фокусирования сознания в каждую минуту. Физический проводник – не принцип, он отзывается на любую доминирующую силу, приходящую через эфирную систему энергетических центров. Например, сильная эмоция, когда энергетический центр солнечного сплетения в эфирном теле получает чрезмерную стимуляцию, возбуждая свою физическую составляющую, поджелудочную железу, вызывает повышенную секрецию этой железы и последующую общую личностную неуравновешенность.
Очевидно, что у высокоразвитого человека личностные проводники выровнены, эфирное тело исполнено жизни и уравновешено, и контролирующие физическое тело энергетические центры восприимчивы к влиянию души через механизм интегрированной личности. Однако, пока такое состояние не упрочилось в сознании, механизм отклика более или менее погружен в своиличностные наваждения.
Говорят, стремящемуся к ученичеству в действительности необходимо знать только две вещи: состав человека и свой следующий шаг вперед. В книге ясно показано, как действительно функционируют все составные части человека. Назначением своим стремящийся признает превращение своей личностной оснащенности в инструмент души. Представление о связи, наличествующей между тонкими и плотным телами, эфирными центрами и физическими железами, энергией и силой, душой и ее личностным механизмом, может вывести этот процесс из тумана неопределенности, который его обычно окружает, и сделать его ясным иточным, как научные формулы.
Речь идет не только о форме и энергии, нет, весь человек вовлекается в этот процесс и его следствия – психологически, философски и духовно, так как протекающая энергия есть результат мышления, а качество, природа и могущество мышления зависят от сознания, которое определяется всем образом жизни. Где находится фокус сознания в ежедневной жизни, там находится и энергетический центр, контролирующий механизм отклика.
В нашу эпоху быстрого возрастания человеческого познания, способности пользоваться умом мы подвергаемся риску впасть в чрезмерный интеллектуализм. «Ум – убийца реального» есть хорошо известное предупреждение об опасности.
В книге «От интеллекта к интуиции» развитие интеллекта, пока оно необходимо, показано как способ добиться своего и шаг на пути к полному пробуждению и активизации ментального тела.
Интеллект это рациональный, аналитический аспект ума, связанный со знанием. Он может использоваться как средство для проникновения в новые сферы и измерения мышления и для пробуждения и стяжания интуитивной способности чистого разума. Однако между интеллектом и интуицией зияет пустота, которая должна быть сознательно преодолена при помощи медитации. Медитация иногда определяется как «мысли в душе»; медитация проходит правильно, только если сердце и ум действуют заодно, в унисон. Поэтому, чтобы стяжать интуицию, необходимо соединение сердца и ума, так как интуитивное чувство это сердечная способность, пробужденная активностью интегрированного троичного ума.
Медитация есть также сознательное дисциплинирование ума с тем, чтобы сделать его контролируемым, концентрированным и предельно целеустремленным посредством изъявления воли. Правильное использование ума в медитации открывает сознанию красоту, истину и доброту души в ходе прохождения пяти стадий концентрации-медитации-созерцания-просветления-вдохновения. Эти пять стадий приводят к союзу с душой – «сыном ума» – и прямому знанию божественности, создавая для души инструмент познания для использования в повседневной жизни.
«Голос восточной мудрости отдается в нас одним словом: Медитация. Естественно возникает вопрос: «И это все?»; ответ гласит: «Да». Если медитация проходит правильно и если упорство является ключевой нотой жизни, постепенно упрочивается и касание души. Результаты этого касания проявляются в самодисциплине, очищении и жизни устремленности и служения. Медитация в восточном смысле есть... чисто ментальный процесс, подводящий к знанию души и просветлению. «Каковы мысли (в душе его), таков и он» – вот факт природы».